Юрий Аммосов, Солярный Миф (ammosov) wrote,
Юрий Аммосов, Солярный Миф
ammosov

Categories:

Настоящий асфальт

Кудрин недавно пообещал, что за 5-7 лет все дороги станут ровные и по ним можно будет ездить - потому что, мол, новый налог позволит найти на это деньги. Это хороший повод поговорить о том, почему у нас дороги плохи - и почему они могут стать лучше, а почему могут и остаться прежними.

Современная дорога - это достаточно сложное инженерное сооружение. Упрощая, в ней есть три основных компонента и стройматериала.

- Подушка из гравия
- Полимерная сетка, покрывающая (точнее, как бы обертывающая) гравий
- Асфальтовое покрытие

Чтобы дорога прослужила долго, она должна быть качественной. А для этого она должна быть не только выстроена без нарушений технологии (в частности, с вибротрамбовкой подушки и асфальта), но и из качественных материалов, крепких и долговечных. Гравий нужного качества у нас уже более-менее стали поставлять, теперь он под давлением колес уже не обращается в крошку, как раньше. Полимеры с нужной прочностью на растяжение и разрыв тоже получают, подушка дороги больше не поплывет в разные стороны и вымывать материал из нее воды уже не будут. А вот с прочным асфальтом проблема. Колеи на наших дорогах, которые вы видели - это не продавленная дорога. Это стершийся асфальт. И шипованная резина тут ни при чем - колеи протирают даже обычные резиновые шины.

Асфальт, используемый в РФ, весь искусственный - он является побочным продуктом нефтеперегонки. Когда из нефти выделяют легкие фракции (из них образуется сжиженный газ, нафта, бензин, керосин, дизельное топливо), остаются тяжелые фракции (смазочные масла, мазут, т.н.ароматические соединения, парафин) и твердые осадки. Их смесь и есть асфальт. Чтобы асфальт служил дольше, нефть надо не расщеплять до конца, оставляя в ней часть углеводородов полегче. Но это означает, что нефтеперегонные заводы должны жертвовать выходом мазута и смазочных масел. А что такое мазут? Правильно, топливо для боевых кораблей, а также для котельных. Могла ли советская власть пожертвовать стратегическим товаром ради какого-то асфальта? Конечно, нет. Заводы строили с расчетом на максимальную переработку. И вследствие этого в советском асфальте оставалось только то, что или не извлекалось, или никому не было нужно. Для сведения, все наши нефтеперегонные заводы построены при СССР, в 1990-2010 ни одного нового завода не построили. А крекинговая колонна не радиоприемник, перенастроить ее нельзя.

Чем плох искусственный асфальт с малым содержанием тяжелых фракций? Он фактически искусственно состарен. Вы все видели, что асфальт, когда его только что положили, черный и как бы жирный и маслянистый. Высыхая, он сереет, а затем почти белеет и через несколько лет начинает трескаться, слоиться и рассыпаться на куски.Тяжелые фракции выполняют в нем своего рода функцию клея, скрепляя его в единую массу, но так как они тоже летучие, они со временем испаряются (и отчасти распадаются). Если их выпарили изначально - это все равно что вычесть из полезной жизни асфальта несколько первых (и самых качественных лет). Кроме этого, асфальт и воду пропускает тем лучше чем он суше, а что такое вода? Срок службы дороги во многом определяется частотой перехода через точку ноль по Цельсию - замерзая, вода расширяется, и создает микротрещины, а оттаивая, открывает их для заполнения новой водой. Десять оттепелей-заморозков за зиму все равно что десять зим в краю, где снегом завалит раз и на всю зиму, а потом весной он стает сразу. Чем асфальт гидрофобнее, тем больше времени до того, как лед начнет его рвать на щепочки. Вот вследствие этого регламентный срок службы дорог до ремонта в соседней Финляндии 15 лет, а у нас - 3 года.

А почему тогда в Европе и континентальной Северной Америке, где климат близок нашему (оттепелей-заморозков зимой там не меньше) дороги служат дольше? Там строят либо из хорошего искусственного, либо из природного асфальта. Природный асфальт в чистом виде уже давно не встречается в количествах, достаточных для строительства дорог, но его можно получать из так называемых нефтяных песков (tar sands), а точнее, битуминозных пород. Это, несмотря на название, не песок, а песчаник, осадочные породы, пропитанные битумом как губка. Темный жирный на ощупь камень. Да, камень, да, в трубу не потечет. Но если его раздробить и обработать раскаленным паром под давлением, расплавленный битум можно смыть с песка - и после его промывки и переработки перед нами... тяжелая нефть и асфальт. Причем это совершенно самодостаточное производство: пар можно получать с помощью сожжения толики той же нефти, что им добывается.

В мире есть несколько огромных месторождений нефтяного песка. Первое по величине- в Канаде, в провинции Альберта. Оно разрабатывается с 1960-х и обеспечивает асфальтом всю Америку (а Канаду еще и нефтью). Второе - в Венесуэле, венесуэльским асфальтом мостят дороги в Евросоюзе (именно поэтому комманданте Чавес может так хорохориться, ничего ему не будет, пока европейцы любят ровные дороги). А третье - у нас. В Татарстане. И оно практически не разрабатывается. Планы на его разработку строили еще в СССР, но в итоге ничего там не добывают. Причина простая - денег нет. По моим прикидкам, полномасштабное производство асфальта там будет стоить примерно 4 миллиарда долларов.

Вопрос: допустим, нам удастся наладить производство качественного асфальта. Будет ли он дороже искусственного? Да, процентов на 50-70, но зато его надо будет перекладывать вчетверо-впятеро реже. Хватит ли татарских запасов асфальта на страну? Да, лет на 150 минимум, и это еще если мы все грунтовые дороги сперва покроем асфальтом (а грунтовые дороги в России составляют больше 2/3 общей длины дорожной сети) и построим новые примерно во вдвое большем количестве. Но для решения дорожной проблемы надо решить еще важную экономическую задачу. Сейчас областные автодоры отлично приспособлены к ситуации, где асфальт живет 3 года. Основной оборот они делают на ремонте, а не на строительстве. Под это заточены и их штат, и их парк техники. Если им впятеро сократить объемы ремонта, не заменив их равнозначными или большими объемами дорожного строительства, они будут всецело против такой модернизации, а возможности для саботажа у них колоссальные. Поэтому мало инвестировать в разработку нефтяных песков, надо еще инвестировать в закупку новой строительной техники и самое главное, в строительство новых дорог. И уже не миллиарды, а десятки миллиардов.

И не факт, что Кудрин при наличии самой доброй воли потратить деньги (которой ни у одного у министра финансов по определению не бывает) сможет их на этот проект найти.
Tags: инновации, опытный госчиновник кувшинное рыло
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →