Юрий Аммосов, Солярный Миф (ammosov) wrote,
Юрий Аммосов, Солярный Миф
ammosov

Categories:

Реконструкция Парижа Османом

"Отец Жан Ру был каменщиком, и каменщиком стал Ру Луи. В широких бархатных штанах и синей блузе он строил дома, строил летом и зимой. Прекрасный Париж хотел стать еще прекрасней, и Луи был там, где прокладывались новые улицы,— площадь лучистой Звезды, широкие бульвары Османа и Малерба, обсаженные каштанами, парадный проспект Оперы со строениями, еще покрытыми лесами, куда нетерпеливые торговцы уже свозили свои диковины— меха, кружева и ценные каменья. Он строил театры и лавки, кофейни и банки, строил прекрасные дома, чтобы беспечные женщины, когда на улице дует ветер с Ла-Манша и в рабочих мансардах тело цепенеет от ноябрьских туманов, могли беспечно улыбаться, строил бары, чтобы франты не переставали в темные беззвездные ночи пить свои рубиновые настойки. Подымая тяжелые камни, он строил легчайший покров города, прекраснейшего из всех городов — Парижа.

Среди тысяч блузников был один по имени Луи Ру, в бархатных штанах, припудренных известкой, в широкой плоской шляпе, с глиняной трубкой в зубах, и, как тысячи других, он честно трудился над благолепием Второй империи. Он строил чудесные дома, а сам днем стоял на лесах, ночью же лежал в зловонной каморке на улице Черной вдовы, в предместье Святого Антония. Каморка пахла известкой, потом, дешевым табаком, дом пах кошками и нестираным бельем, а улица Черной вдовы, как все улицы предместья Святого Антония, пахла салом жаровен, на которых торговцы жарили картошку, пресным запахом мясных, с лиловыми тушами конины, селедками, отбросами выгребных ям и дымом печурок. Но ведь не за улицу Черной вдовы, а за широкие бульвары, благоухающие ландышами, мандаринами и парфюмерными сокровищами улицы Мира, за эти бульвары и за лучистую Звезду, где днем на лесах качались блузники, прозван Париж прекраснейшим из всех городов. "

И.Эренбург, "Трубка коммунара"


Почитал на досуге с интересом, как строился современный Париж под руководством барона Османа (точнее, Хаусманна, префект Сены был эльзасец). Париж, тот Париж, который мы знаем, был создан в основном именно этой реконструкцией. Образ "столицы мира" с расходящимися от Пляс-Этуаль широкими бульварами, характерными многоярусными зданиями и линией крыш - это дело рук именно Османа, это Париж последнего поколения, после 1865 года. А дальше кое-какие факты о реконструкции Османа:

1. Осман опирался на "теорию миазм", согласно которой качество здравоохранения, жизни, и даже образа мысли в городе зависит от испарений почвы и воды и розы ветров: "гнилой воздух" и плохая вода - источник всех проблем. Поэтому реконструкция решала в том числе задачу создания инфрастуктуры города - водопровода и канализации. С этой задачей Осман вполне справился - эпидемии в городе резко пошли на убыль и пробки пришли в норму.

2. С той же целью ликвидации "миазм" в начале 1850 гг. начали реконструировать Лондон, поэтому Осману было с кого брать пример.

3. Инициатива перестройки принадлежала лично Наполеону III, но планы такой перестройки затевались еще в революционное время, а первым расширять улицы начал его дедушка Наполеон I.

4. Есть популярная версия, что чуть ли не единственной целью реконструкции было создание такого города, где нельзя строить баррикады - широкую улицу с деревьями перегородить сложно, а вот регулярной артиллерии с пехотой там зеленая улица. Учитывая, что в Париже баррикадные бои случались за время Реставрации регулярно (1830-1848), такое соображение было, и существенным, но не единственным.

5. А вот в чем выразилась социальная идея, так это в конструкции "дома Османа". Типичный дом на типичной улице Османа выглядел так: мощный цоколь коммерческого назначения; второй "буржуазный" бельэтаж с балконами и каменной отделкой; третий "чиновничий" и четвертый "рабочий" этажи с отделкой поскромнее, пятый "студенческо-бедный" этаж с мансардой и единым балконом по периметру. Идея была в том, что если рабочие живут отдельными кварталами - они вечера неправильно проводят и разные глупости затевают, а если каждый живет в отдельном в доме, где у них соседи из всех сословий, кто побогаче, а кто и их победнее, им и сговориться на бунт труднее, и хороших нравов и мыслей набраться проще. Также дома имели унифицированный внешний вид. Все дома в квартале смыкаются брандмауэрами в единую стену (никаких закоулков и проходиков) и имеют фасады в едином стиле, крыша с углом 45%, и скос той части фасада, что выходит на перекресток, на 45%, если дом угловой. Улица-стена. Впрочем, кто был в Париже, понимает без объяснений, что за вид я описываю.

6. Реставрация стала возможной благодаря тому, что в 1850-е годы Наполеон III был авторитарным правителем и ни с общественным мнением, ни с процедурой не считался. Частные владения на пути новых улиц и кварталов изымались без всякой церемонии - надо изъять, и изъяли. А те, что были в планах на снос, запретили подвергать капремонту и даже красить. Одобренные же здания, наоборот, подлежали ремонту фасада раз в 10 лет. Необходимый для этого юридический принцип "общественного сервитута" вписал в кодекс Наполеона (дедушки) еще маркиз де Камбасерес (соратник Наполеона, юрист, который и написал его знаменитый Кодекс), а закон, регламентировавший изъятия и прочие градостроительные порядки, был принят за год до вступления Османа в должность. А после 1860-х гг. с демократизацией режима темпы реконструкции резко упали - но Осман к этому времени уже сделал большую часть своей реконстркуции.

7. И в итоге префект Осман снес 60% исторического Парижа. На что старый Париж был похож - можно глянуть в квартале Маре.


В общем, выводы таковы: не разбив яичницу, яиц не изжарить, а последующие поколения влюбляются в то, что современники проклинали. Демократия улучшению города не пособие, а как бы еще и не помеха.

Химкинский лес - пустяки в сравнении с тем, что придется сделать с Москвой, когда за нее всерьез возьмутся градостроители.

PS. Кому интересно, что стало с Rue Veuve Noire и потомками строителя османовского Парижа Луи Ру - http://www.flickr.com/photos/meteorry/2353207423/ То же место, те же люди, наше время...
Tags: циник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments