?

Log in

No account? Create an account
Hier stehe ich und kann nicht anders -- Martin Luther
Tomorrow belongs to me
Маленький стартап нашего городка 
25th-Dec-2007 08:46 am
lapti
Давайте-ка с утра поразвлечемся. Вот такую домашнюю работу решают на этой неделе мои студенты из МГУ (курс "Основы технологического предпринимательства и венчурного дела"). Все задачки моего собственного сочинения.


ТЕМА 1 – БЮДЖЕТИРОВАНИЕ (5 пунктов из 5)

В офисе одного маленького стартапа работают 6 программистов с зарплатой 2500 в месяц, один генеральный директор с зарплатой 5000 в месяц, один бухгалтер с зарплатой 1500 в месяц и два менеджера по продажам с зарплатой 1000 в месяц. Все сотрудники начали работу одновременно. Налоги и сборы на белую зарплату составляют 25%.

Стартап арендует офис по цене 600 в год за метр. Санитарные нормы требуют, чтобы на одного сотрудника приходилось не менее 6 квадратных метров офисной площади. Туалет и коридор занимают вместе 15 квадратных метров. У директора, кроме рабочего места, есть переговорная комната площадью 30 кв.м.

Офисный комплект на человека (стол, стул и шкаф) стоит 500. У всех одинаковые компьютеры-ноутбуки по цене 1000. Все сотрудники сидят в одном помещении за одинаковыми столами. В переговорной стоят большой стол стоимостью 1800 и 6 стульев по 200. Программисты любят сидеть не на стандартных стульях, а в креслах Aeron за 1500 штука. Стандартные стулья от комплектов программистов директор отдал бухгалтеру, чтоб та складывала на них вещи.

1. Сколько денег маленький стартап израсходует на оплату труда за два года, если будет платить зарплату вбелую? Как изменится ответ, если директор, бухгалтер и два программиста начнут работу сразу, два программиста и первый менеджер по продажам через полгода, два программиста и второй менеджер по продажам через год?
2. Сколько денег маленький стартап потратит на аренду офиса и мебель за два года?
3. Сколько в целом потратит маленький стартап на каждого из работающих, и какую долю в процентах от этих затрат составит собственно зарплата, а сколько – накладные расходы на место в офисе с мебелью и компьютером? Общую площадь в расчет не принимайте.
4. Инвесторы маленького стартапа ознакомились с бюджетом и сказали, что:
- вместо переговорной комнаты директор может устраивать совещания у себя в отдельном кабинете площадью в 15 квадратных метров и со стульями ценой 100;
- стулья Aeron программисты не получат, ибо нефиг;
- затраты на налоги можно законно сократить до 15% от зарплаты.
Как теперь изменится доля зарплаты в общих расходах на оплату труда?
5. Директор нашел офис по цене 450 в год, где на человека придется только 4 квадратных метра, туалет – 3 квадратных метра, а переговорных комнат, коридора и кабинета не будет вовсе. Остальные параметры не изменились. Сколько директор сэкономит на новом офисе, если санинспектор не оштрафует его за нарушение санитарных норм?


ТЕМА 2: ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РОСТА (5 пунктов из 5)

У задач этой темы нет общих условий.

1. Маленький стартап зарабатывает тем, что продает рекламу на своем интернет-сайте. Аудитория сайта – 15 000 человек в день, средний посетитель смотрит в среднем 6 страниц, на странице по 2 одинаковых рекламных блока. Какую цену надо написать в прайс-листе в строке "10000 показов баннера", чтобы менеджеры по рекламе могли, предлагать клиентам 75% скидку, а маленький стартап распродав все рекламное место, получал выручку 40 000 в месяц? Так как по выходным аудитория сайта не работает и поэтому на сайт не ходит, примите число рабочих дней в месяце за 20.
2. Если маленький стартап продает ежемесячно рекламы на 40 000, средний клиент покупает месячный контракт на 2 000 и только один клиент из 10 соглашается купить у маленького стартапа рекламу, то сколько рабочего времени проводят в разъездах два менеджера по продажам, если из-за пробок каждый из них может объехать за день не более 5 клиентов? Если каждый менеджер по продажам должен проводить в офисе не меньше 2 дней в неделю, сколько еще менеджеров по продажам надо нанять генеральному директору?
3. Предположим, что в бизнес-плане маленького стартапа написано, что объем продажи рекламы маленького стартапа будет расти с 120 000 в квартал в первый месяц года в 4 раза каждый квартал в течение первого года и в 3 раза в квартал в течение второго года, а рынок Интернет-рекламы составляет в первый квартал года 20 000 000 и растет на 10% в квартал. Реален ли такой прогноз? Почему?
4. Предположим, что в реальности цена единицы рекламы и количество просматриваемых страниц и рекламных блоков на них не изменялись все время, а количество посетителей сайта маленького стартапа выросло с 15 000 человек в день в первый месяц первого года до 1 000 000 человек в день в первый месяц третьего года. Каков оказался объем продаж стартапа в первый месяц третьего года, если в первый месяц первого года он составлял 40 000, и каков был истинный темп квартального и годового роста объема продаж стартапа за этот период?
5. Сосчитайте при условиях, заданных в пункте 4, в каком квартале программистам маленького стартапа придется переносить хостинг на более мощный сайт, если сервер, на котором находится сайт маленького стартапа, рассчитан на не более чем 100 тысяч ежедневных посетителей.


ТЕМА 3: ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА (5 пунктов из 5)

Объем продаж маленького стартапа – 120 000 в квартал и увеличивается на 30% каждый квартал, деньги поступают сразу
Себестоимость продаж маленького стартапа – 25% от выручки,
Ставка НДС – 18%
Рекламный бюджет считается по формуле "20% от оборота предыдущего квартала"
Фиксированный бюджет маленького стартапа – 150 000 в квартал в первый год и 200 000 в квартал во 2 год
Норма перерасхода фиксированного бюджета – 25%
Налог на прибыль – 30%, взимается только с положительной прибыли
У маленького стартапа нет долгов.

(пункты 1-4) Определите, какой объем инвестиций необходим маленькому стартапу:
1. При исходных условиях
2. В случае, если продажи растут на 50% каждый квартал
3. В случае, если фиксированный бюджет сократят на 50 000 в квартал
4. В случае, если рекламный бюджет удастся целиком отнести на себестоимость продаж, но деньги поступают с отсрочкой платежа 90 дней.


5. Инвестор хочет оценить стоимость компании методом DCF со ставкой дисконта 40% годовых (простой процент) и терминальной стоимостью компании в 3 000 000 (Терминальной стоимостью является та сумма, за которую, как предполагается, компанию можно продать по истечении срока финансового прогноза; стоимость компании складывается из суммы оценки DCF и дисконтированной терминальной стоимости);

Основатель хочет оценить стоимость компании как 2,5x объема текущих годовых продаж, считая продажи в 1 квартал 1 года за ¼ от годового объема продаж.

Смогут ли они договориться? Какую долю собственности в стартапе основатель может предложить инвестору в обмен на сумму инвестиций, рассчитанную в п.1?




ТЕМА 4: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС (5 пунктов из 5)

Маленький стартап три раза финансировался венчурными фондами "1", "2" и "3". Изначально у маленького стартапа было 100 000 акций. Предположите, что новые выпуски совершались изначально в виде обыкновенных акций, а ликвидационных преференций у фондов нет.

РаундДатаРазмер раундаОценка Pre money
A1 января 2005 г.1 000 0002 000 000
B1 января 2006 г.5 000 00020 000 000
C1 января 2007 г.10 000 00050 000 000

1 января 2008 года маленький стартап был продан большой корпорации за 200 000 000.

1. Рассчитайте, сколько акций принадлежало каждому фонду-инвестору после каждого раунда финансирования, если в раунде A участвовал только фонд "1", в раунде B только фонд "2", а в раунде C только фонд "3".
2. Как изменятся доли фондов, если фонд "1" участвовал pro rata в раунде B, а фонд "2" – в раунде C ? (Участие pro rata означает, что фонд докупил в новом раунде столько новых ценных бумаг, чтобы удержать свою долю после предыдущего раунда в процентах и после нового раунда).
3. Какой минимальный размер опциона в штуках обыкновенных акций позволит сотруднику компании купить новый "Порше Кайен" по цене 125 000 после продажи маленького стартапа большой корпорации? Предположите, что сотрудник так хочет "Порше", что потратит на него все деньги, вырученные за опцион.
4. Предположите, что опционный пул равен 20% от общего числа обыкновенных акций, остальные обыкновенные акции принадлежит основателю. Какое максимальное число машин "Порше Кайен" по цене 125 000 смогут накупить сотрудники, потратив на это все вырученные за опционы деньги? Сколько придется им ждать своих "Кайенов", если у дилера по соседству с маленьким стартапом в наличии только два "Кайена", а прочие надо заказывать, при этом квота дилера – не больше 3 машин в месяц? А какую машину купит основатель и сколько у него останется на покупку дома за городом?
5. Предположим, что в раунде A участвовал только фонд "1", в раунде B только фонд "2", а в раунде C только фонд "3", но у каждого из фондов были ликвидационные преференции с коэффициентом 2 (то есть полный возврат двукратного вложенного капитала до того, как будет начат раздел прибыли). Сколько денег в итоге получит каждый фонд после продажи и какую доходность он покажет своим инвесторам по этой сделке? При какой цене продажи маленького стартапа его основателю и сотрудникам, совместно владеющим 100% обыкновенными акциями, не достанется ничего?



А вы справитесь с задачками?
Comments 
25th-Dec-2007 06:25 am (UTC) - За пять минут не справился :(
В то же время если немного подумать и погуглить, то все задачки вроде как решаются без специального образования. Вот скажите, Ваш курс на что больше ориентирован - на выдачу методов решения подобных задач, или на обеспечение практики их решения? Как решать - вроде бы очевидно исходя из "общей эрудиции", а вот чтобы навык получить, нужно либо самому стартап затеять, либо чтобы тренер заставил.

Кстати, в теме 2 стартап очень крутой - ломит 30уе за 1000 показов и притом окупается :) Хотя опять же вопрос, какова кривая распределения покупателей рекламы по размеру скидки.
25th-Dec-2007 11:50 am (UTC) - Re: За пять минут не справился :(
Вам пойнт долой. В условиях задачи нет уе. Вы должны понять, что подсчет овершается в отрыве от единиц измерения.

Курс у меня практический: сперва показываю приемы решения, затем вместе решаем.
25th-Dec-2007 12:54 pm (UTC) - Подловили, подловили! :)
Хе-хе, хорошо что я у Вас не учусь. А то бы обиделся и назло бабушке уши бы отморозил :)
25th-Dec-2007 08:48 pm (UTC) - Re: Подловили, подловили! :)
возвращаю поинт. безразмерных денег не бывает. вот этим и отличаются физики взявшиеся за экономику ))
25th-Dec-2007 06:43 am (UTC)
— Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, — сказала девочка и взяла кусочек мела. — Мы займёмся арифметикой… У вас в кармане два яблока…
Буратино хитро подмигнул:
— Врёте, ни одного…
— Я говорю, — терпеливо повторила девочка, — предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?
— Два.
— Подумайте хорошенько.
Буратино сморщился, — так здорово подумал.
— Два…
— Почему?
— Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

25th-Dec-2007 08:00 am (UTC)
Первая, третья, четвертая делаются в Экселе:)
Вторая - тоже в Экселе, но повеселее.
25th-Dec-2007 11:49 am (UTC)
Все они в экселе считаются.
25th-Dec-2007 11:53 am (UTC)
Это понятно, что все. Просто вторая чуток замудренная для меня.
Правда если учитывать что последнйи раз я подобное считал лет 12 назад, то может как раз потому, что многое подзабыл.
25th-Dec-2007 12:25 pm (UTC)
Там ничего сложнее экспоненциального роста на самом деле нет. Просто масса условий "сложить-вычесть-помножить-поделить".
25th-Dec-2007 08:37 am (UTC)
ну и причем там венчурный бизнес ? имхо здесь просто собраны худшие стереотипы эпохи ебизнеса ((
25th-Dec-2007 10:42 am (UTC) - +1
и слепые ведут слепых...
25th-Dec-2007 09:00 am (UTC)
Аноним, хуже гомофоба
Вы пишите много про быдло и "крутых"
Рекомендую
http://www.youtube.com/watch?v=GAKBr9PrzMo
Вот она социальная справедливость
25th-Dec-2007 09:11 am (UTC)
Эх, нам бы, в нашем курсе "Основ венчурного бизнеса" столько же конкретики...
25th-Dec-2007 09:44 am (UTC) - это задачи для студентов какого курса?
Ничего так. с юмором. 8) Простенькие правда, но не ясно на какой уровень знания/навыков расчитаны.

наверно после 5 лет отработки финдиром будет не совсем объективно оценивать задачи, но.. арифметика. Задачки о бассейне в другом обрамлении. Были б они хоть на подбор корректной расходной части при заданном финансировании, или при выборе стратегии финансирования при фиксированных DSCR и Debt/EBITDA.. а так..
25th-Dec-2007 09:47 am (UTC) - наверно я не прав.
наверно так и надо - простенько и объемно. чтоб руки набили.
25th-Dec-2007 11:52 am (UTC) - Re: наверно я не прав.
Именно. Там масса упрощений.
25th-Dec-2007 11:52 am (UTC) - Re: это задачи для студентов какого курса?
Базовые самые. Это доппрограмма для магистров 5-6 годов. Это действительно уровень бассейна.
25th-Dec-2007 08:50 pm (UTC) - Re: это задачи для студентов какого курса?
.... хотели сказать что это и будут МВА выпуска МГУ ... )))?? ну впрочем это и так все знают.
26th-Dec-2007 10:58 am (UTC) - Re: это задачи для студентов какого курса?
Физфак, я же сказал.
25th-Dec-2007 09:50 am (UTC)
Прикольные задачки, но они для экономистов, наверное?

Это на целую пару решать, пожалуй...
25th-Dec-2007 11:53 am (UTC)
Для физиков, получающих дополнительное деловое образование, задание на дом на 4 дня. Я ключ к ответу составлял около 8 часов.
25th-Dec-2007 11:58 am (UTC)
Да, я сразу поняла, что это не для меня. Но если бы ну очень было нужно – я бы, наверное, два дня подбирала ответ без экселя :)))...

Юрий, а вы не составляете аналогичных задачек на вложения: как инвестировать деньги в разные финансовые инструменты, чтобы получить на них максимальную прибыль? Мы бы в журнале конкурс провели...
25th-Dec-2007 12:23 pm (UTC)
И да и нет. Финансовые задачки вообще делать можно, но не всякие. Математически можно минимизировать системный риск, а вот будущие движения рынка предсказывать могут только шаманы и жулики. А какой журнал?
25th-Dec-2007 01:24 pm (UTC)
а можно я чутка позанудствую? я не со зла. просто стало интересно, полезла решать. вот, на что наткнулась с первой задачкой:

1. зарплата белая, это понятно. а брутто или нетто? подоходный налог, я так понимаю, игнорируем?
2. при расчете аренды офиса из условия вытекает, что общая площадь = 6 кв. м. умножить на количество сотрудников + туалет / коридор + переговорная. в четвертом вопросе вдруг обнаруживается, что у директора отдельный кабинет. это специально так сделано? предполагается читать сначала весь текст целиком?
3. вопрос три не очень поняла. в чем смысл считать расходы на одного человека, в том числе и по зарплате, если зарплата разная? средняя температура по больнице? и опять же, какой период брать для расчета?
4. в четвертом вопросе предполагается ли, что инвесторы в принципе "зарезали" первоначальный офис и заставили компанию снимать меньшее помещение (без переговорной)? и опять же долю зарплаты тут считать исходя из предположения, что все сотрудники работали 24 месяца, или по второму варианту? или может быть вы требуете от своих студентов оба? ;)
5. а директор ничо так, молодца сэкономил %)
может быть я, конечно, туплю, тогда простите великодушно и версию, что автор мудак, автор не отрицает (с) :)
25th-Dec-2007 01:26 pm (UTC)
ах, да. еще в четвертом вопросе вместо переговорной комнаты директор может устраивать совещания у себя в отдельном кабинете площадью в 15 квадратных метров и со стульями ценой 100. то есть, стола за 1800 у нас тоже не будет? или директор таки может его забрать в свой кабинет? ;)
25th-Dec-2007 01:58 pm (UTC) - Вот какие у меня знакомые проффи!
Все завидуйте 8) Я знаю таких проффи. Скромность+занудство+интерес - разве бывают лучше финансисты?!

Кстати, задачки идеальны для тестирования кандидатов на должности от помошника до финдира. Простенько и со вкусом.
25th-Dec-2007 03:49 pm (UTC) - Re: Вот какие у меня знакомые проффи!
Ага. Вот как, оказывается, выявляются талантливые финансисты! Запомню.
25th-Dec-2007 03:51 pm (UTC) - для Вас это не оптимальный способ.
Для Вас оптимальнее спросить меня ;)
26th-Dec-2007 11:01 am (UTC)
1. Подоходный налог платят сотрудники, зарплата "грязная".
2. Условия в пунктах могут изменять исходные, решать в этом случае по измененным условиям.
3. В том, что так вы яснее поймете, что зарплатой ваши расходы на труд не исчерпываются. Считать по всему периоду, если не сказано иначе.
4. Да, инвесторы зарезали лишние 15 метров.
5. Сэкономил. Вопрос - много ли?
25th-Dec-2007 02:34 pm (UTC)
продолжу. остановите меня, если надоест, ок?
задачка №2 заставила меня попотеть, ибо в инет бизнесе я совсем ничего не понимаю, пришлось хоть как-то это себе представлять %)
первые два вопроса - нормуль.
едем дальше.
вопрос 3. может, буквоедство, конечно, но я не поняла, что значит объем продажи рекламы маленького стартапа будет расти с 120 000 в квартал в первый месяц года. таки в квартал или в месяц? и правильно ли я тогда понимаю, что для первого года это будет 120, 480, 1920 и 7680 по кварталам соответственно? фигасе рост бизнеса %)
вопрос 4. имхо, недостаточно данных, чтобы посчитать истинный темп квартального и годового роста объема продаж. то есть, абсолютный рост за период можно, а распределение нельзя, потому что не указано, как именно приростало количество посетителей. может, весь этот миллион взял да и бухнулся в последний месяц второго года, потому что на сайте в этот месяц вдруг голых теток стали показывать в связи с наступающим новым годом? ;) по этой же причине не понятно, как отвечать на 5й вопрос. единственное, если это принимается, конечно, можно предположить равномерный рост и исходить из этого предположения.
26th-Dec-2007 11:02 am (UTC)
1. Да. Прирост - втрое за квартал, квартал начинается 1.1.****. Насколько это реально, вы должны показать и аргументировать.
2. Вы должны рассчитать *эффективную* ставку.
25th-Dec-2007 04:07 pm (UTC) - занудство, часть 3
ну, и соответственно, тема третья.
завернуто красиво, но терминология местами требует уточнений. равно как и условия.
например, что есть фиксированный бюджет? имеются в виду все прочие накладные расходы, помимо рекламы? я было сначала подумала, что это как раз рекламный бюджет, но когда ни разу не получила превышения, задумалась.
что значит норма перерасхода фиксированного бюджета? это фактическое превышение по сравнению с запланированным или что? и если существует норма, почему тогда просто не задать сразу фиксированный бюджет на 25% больше?
налог на прибыль. возможно, конечно, у физиков и не возникнет вопросов по этому поводу. но мне вот из условий не ясно а) как начисляется и платится налог - ежеквартально? раз в год? б) налоговый период - квартал или год? в) при выходе на положительную прибыль, как принимается для целей налогообложения накопленный убыток предыдущего периода.
в дополнительных условиях говорится в случае, если рекламный бюджет удастся целиком отнести на себестоимость продаж. стоп секундочку. это подразумевает, что не все рекламные расходы принимаются для целей налогообложения? тогда какие критерии? весьма для меня туманно.
к пятому пункту я, честно говоря, настолько уже запуталась, что пятый уже и не считала. кстати, для него надо брать исходные данные или... ?
и странно, что дисконтирование появляется только в пятом пункте. я ждала его гораздо раньше ;), хотя это уже, конечно, лирика :)
25th-Dec-2007 04:15 pm (UTC) - ты страшный человек...
теперь для запугивания преподавателей по финансам и экономике я буду использовать эту ссылку 8)
25th-Dec-2007 04:21 pm (UTC) - я страшный?? а мне казалось ничего так ;)
я однажды на экзамене по аудиту долго и нудно спорила с преподом. у нее ответы были, а в ответах была ошибка. она посмотрела, что мой ответ с ее не совпадает и собиралась мне оценку снизить. пришлось биться. доказала. %)
25th-Dec-2007 04:16 pm (UTC) - и да, кстати..
будешь менять работу, смело прикладывай ссылку к резюме 8)
25th-Dec-2007 04:21 pm (UTC) - Re: и да, кстати..
я слишком уже ленива кому-то что-то доказывать. кому надо, сами накопают :)
26th-Dec-2007 11:05 am (UTC) - Re: занудство, часть 3
Фиксированный - не зависящий от продаж.
Норма перерасхода - это дополнительные непрредвиденные планом расходы, выраженные в бюджете нормативом увеличения уже посчитанных расходов. Посчитали все расходы - +25% к ним пишем, это то, на сколько вы можете максимально превысиль утвержденный бюджет.
Рекламу считаете в 1 случае - после НДС, во втором - до. И база НДС сокращается на рекламные расходы в этом случае.
Дисконтировать будем, когда будет что дисконтировать.
25th-Dec-2007 04:27 pm (UTC)
на четвертую тему меня не хватило. какой там порше кайен! я не обедала сегодня. отбыла в направлении еды %)
за задачки вам все равно спасибо! попробую что-нибудь похожее использовать на собеседованиях при приеме на работу (не дай бог, конечно, но вдруг придется...)
26th-Dec-2007 01:58 am (UTC)
ой, поразвлекаюсь на досуге
26th-Dec-2007 03:44 am (UTC)
Да. Хорошие задачки.
This page was loaded Sep 23rd 2017, 5:32 am GMT.