?

Log in

No account? Create an account
Hier stehe ich und kann nicht anders -- Martin Luther
Tomorrow belongs to me
Веб два ноль 
20th-Feb-2006 01:27 pm
lapti
Еще один Opus Magnum, на этот раз про Web 2.0. Я его написал как-то совсем для других целей, но он, как та ворона эстонцу, "не приккоттиллсся". Так я его доработал и отдал "Эксперту". В тексте журнала пара опечаток, я их тут поправил, и кое-что отредактировано по мелочам.

Попутно на этой статье я неожиданно для себя выиграл сто баксов. Сто баксов я, как заведено, продам Балалайкину за триста, но если кто хочет дать больше, можно дать больше. А если должник начнет пищать, что ему богородица не велит, так вы его канделябром, канделябром.


ИНТЕРНЕТ, ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ

Популярный блог eHub каждый день публикует анонсы самых разных новых сайтов, которые объединяет только одно: все они занесены редактором Эмили Чанг в категорию "Интернет нового поколения", или на языке интернетчиков, кратко – "Web 2.0" – "веб два-ноль". Сейчас в каталоге eHub 546 сайтов, и каждый день этот список возрастает на несколько позиций.

Вряд ли вице-президент издательского дома O'Reilly Media Дэйл Догерти понимал, какая бурная жизнь суждена термину, который он в середине 2004 года придумал для названия конференции по новинкам Интернета – Web 2.0, "вторая версия Веб". Так, номерами, в софтверной индустрии обозначают новое издание продукта, в которое внесены принципиальные изменения. К лету 2005 года, накануне второй одноименной конференции, этот термин неожиданно стал так же моден, как когда-то "дотком". Интернет-компании одна за другой называли себя "Веб 2.0", а репортеры и инвестиционные аналитики обсуждали его без перерыва. Осенью 2005 года непрестанный информационный шум привел уже и к тому, что над термином стали посмеиваться сетевые остроумцы, а аналитики начали говорить о "пузыре Веб 2.0".

Несмотря на то, что термин стал ходовым, единства в его взаимопонимании не наблюдается. "Веб 2.0, как многие важные концепции, не имеет жесткой границы, но скорее, гравитационное ядро", - говорит основатель O'Reilly Media Тим О'Рейли, влиятельный интернет-гуру. О'Рейли называет в числе основных свойств Веб 2.0 ориентацию на создание контента и его классификацию силами не персонала сайтов, а самими пользователями интернета, радикальную децентрализацию в сочетании с радикальным доверием, обмен и "микширование" данных с разных сайтов и "подключение длинного хвоста" – вовлечение в клиентскую сеть мелких и мельчайших партнеров.

Такая схема охватывает практически все новинки последних лет: О'Рейли называет в числе Веб 2.0 и рекламу по поисковым словам (Google AdSense), и сайты Интернет-объявлений (Craiglist), и фототеки (Flickr), и Википедию, и блоги, и даже файлообменные системы (BitTorrent). Практически, в рамках этого описания именем Веб 2.0 может назваться почти любой сайт. Предприниматель Марк Сигал определяет Веб 2.0 как Интернет-сервисы. "Это прикладная модель, где грань между программой и сервисом стирается", - говорит Сигал. По О'Рейли, основным признаком "Веб нового поколения" является превращение Интернета из хранилища информации в "платформу", то есть средство для решения целого ряда новых задач. Сайт или программа Веб 2.0 – не библиотека разнообразного контента, а программная среда для формирования этого контента, иногда довольно сложная.

Ориентация на коллективное наполнение Сети вместо профессионального, то есть "официального", вызывает доверие не у всех и не сразу. Не все готовы поверить, что авторы "из сети" могут быть так же талантливы, как те, кого печатают на бумаге, а анонимные эксперты с неофициальных сайтов – такими же знающими, как титулованные профессора. Известный аналитик Николас Карр подверг новые тенденции уничтожающей критике, объявив Веб 2.0. "сетью любителей". Наибольший гнев Карра вызвала Википедия, где, по его мнению, у статей без профессионального авторства и редактуры нет ни структуры, ни достоверности. Понимания его критика у большинства не вызвала. Один из комментаторов язвительно заметил "Карр критикует любителей, но сам опубликовал свою критику путем такого же средства для любителей, блога". А журнал Nature раздал на рецензии ученым статьи из Википедии и Британники на одну и ту же тему, и установил, что и там и там содержится примерно одинаковое количество ошибок. В сети "второй версии" известные журналисты и ученые конкурируют на равных с любителями по гамбургскому счету, и иногда проигрывают. В отношении Веб 2.0 часто используют глагол empower – давать силы – но правильнее сказать, что Веб 2.0 выравнивает конкурентное поле для авторов контента.

Идеология Веб 2.0 не нова: лозунг "Веб как платформа" принадлежит уже легендарной компании Netscape, с которой начался Интернет-бум. Некоторые компании, которые сейчас приводятся в качестве примеров "Веб 2.0" были созданы еще в 1998-2000 года, в период Интернет-бума, успешно дожив до наших дней. Резкий скачок в популярности веб-сервисов в последние годы во многом связан с тем, что технологический прогресс наконец догнал возможности, предоставляемые сетью. Среди конечных пользователей нормой стали не модемные, а широкополосные соединения – за счет этого сервисы могут наращивать мультимедийные возможности. Еще несколько лет назад подкастинг (голосовые блоги) и тем более видеоблог были на грани технических возможностей, сейчас они распространяются все шире. Влиятельный технологический аналитик Ом Малик даже описал Веб 2.0. как "собрание технологий, использующее силу постоянных высокоскоростных соединений и распределенную природу сети".

Технологически, Веб 2.0 чаще всего ассоциируется с комплексом технологий, известных как AJAX (произносится "Аякс"), сокращение от "асинхронный яваскрипт и XML". Эта технология сочетает хранение и передачу данных в открытом для всех стандарте XML и использование апплетов (встроенных в страницу небольших Яваскрипт-программ) для прорисовки таких элементов, как окна логина или демонстрации картинок. Например, старые сайты-фотоальбомы создавали по отдельной странице на каждую фотографию. Новая технология позволяет подгружать новую картинку прямо в тело страницы, тем самым и "оживляя" ее для пользователя услуги, и значительно снижая нагрузку на сервер для поставщика услуг. "Но AJAX не единственная технология, которая позволяет создавать сайты для Веб 2.0., - говорит веб-разработчик Дмитрий Федоров, принимавший участие в создании сайтов для Веб 2.0. "- Веб 2.0 можно создавать и с использованием Flash, которая содержит в себе достаточно мощные программные средства и также может работать с XML. Например, фотосайт Flickr использует и AJAX и Flash, а Yahoo Maps созданы исключительно "на флэше". По мнению Федорова, у каждой технологии есть сильные и слабые стороны: Flash лучше приспособлен для мультимедийных задач, а Яваскрипт проще в написании и лучше отображает текст.

Для Веб 2.0, характерны ориентация на "открытый код", взаимодействие программ с разных сайтов и обмен данными между сайтами. Мантра "откройся или умри" с подачи Терри Семела (руководителя Yahoo) прочно вошла в лексикон Веб 2.0. Классическим примером такого подхода является Google Maps. Карты Google можно с помощью не очень сложного программного интерфейса оснастить собственными указателями и знаками, благодаря чему их используют в ряде других проектов. Девелоперы смешивают Google Maps с данными с сайтов знакомств, объявлениями, листингами недвижимости, в результате чего получаются интерактивные целевые карты. Есть даже сайт, где автоматически размещаются данные американских уфологов о точках, где видели НЛО. Все эти сервисы не имеют ничего своего, кроме конкретной программы на сайте, выполняющей минимум функций, все остальное происходит на чужих сайтах, оттуда же и берутся базы данных адресов для меток. Открытость готовы терпеть не все: одна из модельных компаний Веб 2.0, Craiglist, осенью 2005 года шокировала всех, закрыв доступ к своим данным для другого Веб 2.0. сервиса, Oodle. Руководству Craiglist не понравилось, что поисковик для объявлений Oodle считывал объявления их пользователей.

Несмотря на то, что создание сайта под Веб 2.0 требует не дизайнерских, а программных навыков, разработка таких сайтов стала намного проще и дешевле, чем несколько лет назад. Предприниматель Пол Грэм, создатель одного из первых спам-фильтров, пишет, что в 1995 году ему и партнеру пришлось заплатить 5000 долларов за сервер, 3000 за Netscape Commerce Server, единственную программу, поддерживавшую безопасные соединения, и 30 000 – пиар-агентству за запуск. "Теперь, – говорит Грэм – все это можно получить бесплатно". На сайтах типа Sourceforge.net разработчики тысячами выкладывают большие бесплатные фрагменты программ и целые программные модули, из которых легко собрать нужный продукт, дописав лишь минимум строк кода. Операционные расходы Веб 2.0 также минимальны. Контент, создаваемый пользователями, достается бесплатно, новости о новых и хороших продуктах легко разносятся через блоги. Намного дешевле также стал хостинг, сетевой трафик, мощность магистральных каналов растет. Крупные игроки компьютерного рынка, среди них IBM и Sun, уже стали предлагать средства разработки и пакеты модулей для AJAX (Sun – создатель языка Java, а IBM – один из крупнейших спонсоров Linux-систем).

Кроме этого, разработчики не откладывают запуск сервисов, смело запуская их как "бета-версии", то есть "пробные", предназначенные для тестирования пользователями. Пример здесь подал Google, чьи популярные сервисы, включая новости Google News и почту Gmail уже годы работают с пометкой бета. Основатель Google Ларри Пейдж ответил на вопрос, когда сервисы станут окончательными, так "пока мы делаем в них крупные изменения, статус "бета" может оставаться и по пять лет". Это дало аналитику Оскару Сябана основания назвать Веб 2.0 "сетью-бета".

Поэтому создать компанию для работы в Веб 2.0 стало намного проще. Большая часть сервисов, привлекающих сейчас миллионы инвестиций, насчитывают всего несколько сотрудников. Многие из них существуют не больше года-двух. Такой малый размер и гибкость создают существенные проблемы для венчурных капиталистов. Известный обозреватель Мэтт Маршалл оценивает объем стартовых инвестиций для типового Веб 2.0 стартапа в 100-200 тысяч долларов, в то время как для среднего венчурного фонда порог инвестиций начинается с нескольких миллионов.

В целом ряде ситуаций основатели предпочитали продавать свой бизнес, минуя венчурных капиталистов. Основным покупателем пока выступает скорее Yahoo, чем Google. Хотя Google сейчас имеет намного больше живых денег, в Google предпочитают делать собственные сервисы самостоятельно, а Yahoo растет через приобретения. Средняя сумма сделки за компанию Веб 2.0 находится в диапазоне 20-30 миллионов.

Пол Грэм предложил венчурным капиталистам в качестве решения тратить часть инвестиций на выкуп доли основателей, а не на новую эмиссию. Такое решение, говорит Грэм, до сих пор было табу для инвесторов, но логика, по которой основатели будут хуже работать, если у них заведутся деньги, не имеет оснований. Наоборот, основатели поучвствуют вкус больших денег и станут работать еще лучше. А если так не сделать? Тогда, говорит Грэм, вы будете конкурировать с Google. Поскольку Google не так давно открыла собственное подразделение для инвестиций в Интернет-компании на ранней фазе – по сути, тот же венчурный фонд, а денег у Google больше, чем у любого венчурного капиталиста.

Ом Малик описал бизнес-модель Веб 2.0 так "Дешево выстроить компанию. Продать. Повторить". Большая часть венчурных финансирований, вероятно, имеют ту же цель: быстренько продать компанию кому-нибудь из лидеров. Венчурные фонды инвестировали в десятки Интернет-компаний уже несколько сотен миллионов долларов, и поток инвестиций не сокращается. По расчетам Малика, компании пока продаются дешево – на порядок дешевле, чем в 1999-200 году, в диапазоне от 20 до 40 долларов "за одного посетителя". На фоне общего объема венчурных инвестиций инвестированные венчурными фондами суммы пока незначительны.

Но тенденция настораживает многих. Из-за этого уже не первый месяц идут разговоры о "пузыре Веб 2.0": влиятельный инвестиционный аналитик Пип Кобурн прямо заявил "Веб 2.0 – не более чем "Новая Экономика", намекая на лозунг прошедшего Интернет-бума. Большинство компаний "Веб 2.0" действительно имеют сходство с "доткомами" в финансовом отношении – они не только не прибыльны, но часто не имеют и цента продаж, будучи просто полностью бесплатными, или идут по простейшему пути, размещая рекламу от Google Adwords. Те, что устроены посложнее, пытаются брать деньги за дополнительные сервисы, предлагая базовые бесплатно.

Когда инвесторы начинают побуждать компании искать доходы, дела не всегда начинают идти лучше. В Силиконовой долине у всех перед глазами пример Friendster. Супермодная социальная сеть знакомств в 2004 году одной из первых привлекла большие инвестиции, а летом 2005 года там началась чехарда в руководстве: инвесторы требовали доходов, доходы не появлялись, а пользователи начали уходить: любовь к новинке оказалась недолговечной. Очевидно, что все на все проинвестированные компании покупателей не хватит, только разных фотохостингов было создано около десятка. Смогут ли остальные удержать и посетителей, и найти источники доходов, пока открытый вопрос.

"Среда сотрудничества", который стал Интернет благодаря идеологии "второй версии", никуда не денется даже в случае падения инвестиционной моды, так же как Интернет-кризис не привел к гибели Интернет-бизнеса. Популярность Веб 2.0 среди пользователей растет и в США, и в других странах, включая Россию. Инвестиционной лихорадки в этой области в России нет, на то есть причина: в США налицо относительный переизбыток недорогих денег, а в России работающих венчурных фондов очень мало, и стартапами они не интересуются, предпочитая зрелые компании. Однако уже есть примеры, как местный Веб 2.0 начинает вписываться в общественную жизнь страны. В лексикон начинают входить блоггерские выражения (не только на улице, но и в рекламе, и на ТВ уже слышны и "афтар жжот", и "киса куку", и "в Бобруйск"). В блогах начинался юмористический сериал Максима "Паркера" Кононенко "Владимир Владимирович", врач Алмат "Имморалист" Малатов перенес свою серию рассказов про разбитную жизнь секс-меньшинств из Интернета в журнал "Ом", на фотохостинге Хиеро были впервые опубликованы юмористические рисунки аниматора Андрея "Акуаку" Кузнецова. Политическая дискуссия все интенсивнее уходит из печатной прессы в сеть и возвращается назад, там же планируются и гражданские акции как радикалами всех видов, так и умеренными политиками. На выборах в Мосгордуму фигурировал список "Свободной России", в котором треть мест занимали популярные блоггеры. Как бы не развивался "Интернет второй версии", очевидно, что его рост – естественный и движим спросом пользователей.

Из сотен создаваемых сейчас компаний "второй волны" в бизнесе останутся единицы. И организаторы, и инвесторы отчетливо это понимают. Дотком-бум привел к такому же итогу: из нескольких тысяч созданных тогда компаний в бизнесе остались Google, Yahoo, Amazon и eBay, да еще несколько компаний поскромнее. Остальные исчезли. То же продолжается и сейчас: на днях прошли слухи, что Friendster получил предложение о покупке от Google всего за 3 миллиона, сумма символическая – но больше за него никто не предлагает. Многие другие бизнесы, и с ними инвестиции также пойдут по ветру. Но некоторые компании найдут в результате проб и ошибок свой собственный многомиллионный рынок, а вложенные в них деньги отобьются в десятки и сотни раз. Собственно, Силиконовая долина всегда именно так и работала.

А вот где именно найдется этот рынок… Знал бы, сам бы создал такую компанию.
Comments 
20th-Feb-2006 11:25 am (UTC) - Обзор хороший, а сами Вы что думаете?
"Знал бы, сам бы создал такую компанию".

Насколько я понял текст, Вы считаете, что рынок сбыта Web 2.0 сервисом весьма "скользкий" - прямо как с доткомами, 99% прожектов умрут, послужив пищей выжившим. Если уж что и создавать, то будущий Google, не правда ли? :)

Как Вы думаете, рынок русскоязычных Web 2.0 сервисов отличается от международного? На мой взгляд, в России Web 2.0 находится в самом начале пути, известные мне сервисы (например, "Мой круг") - альфа-версии, и довольно скверные альфы. А следовательно, пройти этап начальной раскрутки здесь легче, чем на англоязычном рынке, где конкуренция уже ощутима.
20th-Feb-2006 11:27 am (UTC) - Re: Обзор хороший, а сами Вы что думаете?
Знал бы прикуп, жил бы в Сочи. Я на Linkedin уже два года, и пока что вижу в нем только удобный способ резюме в Интернете держать. А реального проку мне от него еще добиться надо, хтя предложения уже через него получал.
20th-Feb-2006 01:09 pm (UTC) - к вопросу о зарабатывании денег в Веб 2.0
Антон Антич буквально вчера интересную статью написал "Бизнес-модель для веб-стартапа: а есть ли она?"
http://sundaybytes.com/startup-business-model/
20th-Feb-2006 01:14 pm (UTC) - Re: к вопросу о зарабатывании денег в Веб 2.0
Уже видел в своих трэкбэках утром, открыл почитать, спасибо.
20th-Feb-2006 01:10 pm (UTC)
Довольно бледный сокращенный реферат по О'Рейли и его оппонентам. Для здесь сойдет, конечно же, - а так довольно бледненько.

На РИФе я собираюсь выступить на тему путей развития, веба 2.0 и прочей подобной лабуды, - думаю, может получиться интересная дискуссия. Выбирайся.
20th-Feb-2006 01:15 pm (UTC)
Ну, пригласят - выберусь.
20th-Feb-2006 01:28 pm (UTC)
Там заявительный, а не пригласительный характер мероприятия, - Тебе ли не знать.

Или это уже снобизм такой, - дескать, ежели персонального приглашения прислать не сподобятся, - то и шли бы они лесом?
20th-Feb-2006 01:30 pm (UTC)
Есть очень небольшое количество конгрессов, где я хочу побывать по своей воле любой ценой, а на остальные являться имеет смысл только если меня там ждут. Потому что кому тусовка, а мне работа.
21st-Feb-2006 03:12 am (UTC)
Хех... Что-то мне подсказывает, что Юрия сперва было б неплохо пригласить на ЕЖЕ-лист. Как считаешь?
21st-Feb-2006 03:16 am (UTC)
Я - за.

А почему Главацкого вынесли, кстати?
21st-Feb-2006 03:21 am (UTC)
1. Юрий, постучитесь, пожалуйста, в это окошко. Не пожалеете (там такие приборы! но мы вам про них не расскажем! вру, расскажем)
Статья про веб 2.0 как раз рекомендацией послужит. Думаю, что Вы можете сослаться на нас с Александром как на "наводчиков".

2. Думаешь, я знаю, Санчес? Чесгря, я вообще не уверен, что именно "вынесли".
(Deleted comment)
21st-Feb-2006 10:24 am (UTC)
Ну мне он розовым показался!)) Интрересно почитать в чем не особо разбираешься)!)))
21st-Feb-2006 10:57 am (UTC)
Просто Вы О'Рейли не читали. Попробуйте, - в оригинале данные мысли куда как занимательнее, нежели в изложении г-на Аммосова.
21st-Feb-2006 11:36 am (UTC)
Это вам занимательнее. А средний читатель Эксперта увязнет в терминах на втором предложении, поскольку бэкграунда не имеет. Об этом не забывайте.
11th-Sep-2007 02:23 am (UTC) - Куплю Windows
Аноним, хуже гомофоба
Куплю Windows Куплю Office -Vista/XP/2003 softlove@bk.ru
и другой ЛИЦЕНЗИОННЫЙ софт
пишите на е-мейл softlove@bk.ru
This page was loaded Nov 24th 2017, 7:37 am GMT.